Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 05.10.2024, 12:15

Сайт Коркуновой Галины Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
   Основная цель школы – научить ребенка мыслить. Т.И. Шамова и Ю.А. Конаржевский пишут: «Системообразующим фактором любого урока является организация познавательной деятельности учащихся, которая возможна только на основе сформированных мотивов, она включает в себя такие процессы, как работа мышления и воображения, ведущие к пониманию новых фактов и связей, к нахождению новых приемов и способов действий. Именно развитием мышления и воображения определяется интеллектуальный уровень учеников, их переход от одной ступени умственного развития к другой».
    Поскольку развитие интеллекта ребенка связано с развитием мыследеятельности, то применяемая технология обучения должна обеспечить мотивацию и постоянное движение мысли к внешней знаковой речи и наоборот. Нужен такой метод, который бы гармонизировал процессы обучения, воспитания и развития. Развивающие технологии как раз и являются основным средством адаптации к требованиям программ обучения, т.е. полного освоения знаний и умений.
     Технология развивающего метода обучения выстраивается на основе известных технологий развивающего обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, технологии поэтапного усвоения умственных действий П.Я. Гальперина, технологии модульного обучения, уровневой дифференциации, полного усвоения знаний.
    В условиях развивающего метода обучения учитель приобретает новую роль и функцию в учебном процессе. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, на то, чтобы вовремя помочь устранить трудности в познании и применении знаний. Этот метод предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.
    Основными факторами, побуждающими ученика к мыслительной деятельности, является его самореализация и персонализация. Организация социального взаимодействия помогает ученику быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности на уровне либо внутренней, либо внешней речи. Простейшими формами включения ученика во взаимодействие с другими является парная и групповая работа на уроке, сложными – лекция, рассказ учителя. Речь учителя, объясняющего новый материал, требует сосредоточенности, внимательности для того, чтобы активные мыслительные процессы протекали на уровне внутренней речи. Для ученика это трудная задача. Поэтому на уроке необходимо сочетание различных форм взаимодействия учителя с учащимися или учащихся друг с другом.
     В процессе деятельности в течение всего урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает их. Например, во время проверки домашнего задания используются самопроверка, взаимопроверка по критериям, данным учителем. При изучении нового материала каждый ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту воспроизведения материала, понимание; во время закрепления и самостоятельной работы учащиеся также оценивают себя сами по тем критериям, которыми пользуется учитель. С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой, т.к. отметка «2» не ставится, ученику дается шанс ее исправить в течение урока, используя помощь других учеников или работая самостоятельно.
   На каждом уроке самопроверка и взаимопроверка сразу после выполнения работы обязательна. Отсроченные результаты (например, на следующий день при традиционных условиях) снижают уровень восприимчивости результатов, т.е. их воздействия на эмоциональную сферу (переживания) в такой степени, как хотелось бы учителю.
    Объединение разрозненных частей знаний на уроке русского языка осуществляю за счёт использования интеграции. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний, сколько на развитие образного мышления. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. В форме интегрированных уроков провожу обобщающие уроки, уроки внеклассного чтения, факультативные занятия.
   В своей работе использую средства наглядности, технические средства: проигрыватель, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон и компьютер. Мои учащиеся используют компьютер при подготовке к урокам, работая с электронными учебниками, на интегрированных уроках, на факультативных занятиях и при подготовке к экзамену. Средства компьютерной телекоммуникации позволяют мне обеспечивать учебный процесс поурочными учебными и учебно-методическими материалами, обратной связью между преподавателем и обучаемым, доступом к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам; доступом к электронным библиотекам; доступом к информационным ресурсам ведущих отечественных и зарубежных газет и журналов.
    Считаю, что необходимо формировать и развивать у учащихся исследовательские умения: работать с научно - популярной литературой и справочниками, анализировать языковые единицы, формулировать выводы, составлять сообщения, рефераты, доклады.
     Мы должны на уроках русского языка развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности.
     Поэтому в работе над развитием творческих и интеллектуальных способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в «сухой» форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.
      Используя в своей работе развивающие методы, я достигла определённых результатов:
     1. Мои дети могут свободно и грамотно пользоваться словом при написании сочинений и изложений.
     2. Положительная динамика в изменении показателя грамотности и качества знаний.
     3. Некоторые ученики пишут стихи и заметки в школьную и муниципальную газету.
Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (22.03.2011)
Просмотров: 740 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz