Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 06.07.2024, 18:03

Сайт Коркуновой Галины Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Коркунова Галина Викторовна

МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

Деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

 

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра.

Джон Дьюи

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности.

Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность.

Для достижения современных целей образования педагогическая система может и должна создать условия для развития индивидуальных способностей и социализации каждого. Поэтому сегодня важно вооружить ребенка таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача Федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на системно-деятельностном подходе.

Деятельностный подход обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Понимание, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода, формирование и развитие универсальных учебных действий – первоочередная задача каждого педагога. А это значит, что безвозвратно уходит в прошлое наш традиционный урок и на повестке дня – организация образовательного процесса в форме учебной деятельности.

Ученик – субъект учебной деятельности. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы УУД, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. А каковы функции педагога? Учитель играет две роли: роль руководителя и роль помощника. Как руководитель он выбирает способы и средства обучения, организует образовательный процесс, задает учащимся вопросы, предлагает задания. Как помощник – отвечает на их вопросы. В ходе урока педагог постоянно меняет свою позицию, но в какой бы роли он ни выступал, основная его задача – помочь учащимся в самоизменении, в том, чтобы научить их учиться.

Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку. Учитель, если он не «урокодатель», создает урок как произведение педагогического мастерства, творит его для детей и вместе с ними.

На уроке необходимо сочетание различных форм взаимодействия учителя с учащимися или учащихся друг с другом.

В процессе деятельности в течение всего урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает их. Например, во время проверки домашнего задания используются самопроверка, взаимопроверка по критериям. При изучении нового материала каждый ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту воспроизведения материала, понимание. С ведением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой, т.к. отметка «2» не ставится, ученику дается шанс ее исправить в течение урока, используя помощь других учеников или работая самостоятельно.

На каждом уроке самопроверка и взаимопроверка сразу после выполнения работы обязательна. Отсроченные результаты (например, на следующий день при традиционных условиях) снижают уровень восприимчивости результатов, т.е. их воздействия на эмоциональную сферу (переживания) в такой степени, как хотелось бы учителю.

Объединение разрозненных частей знаний на уроке русского языка осуществляю за счёт использования интеграции. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний, сколько на развитие образного мышления. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. В форме интегрированных уроков провожу обобщающие уроки, уроки внеклассного чтения, факультативные занятия.

Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в «сухой» форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

Системно-деятельностный подход создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Литература

1. Кудрявцева Н. Системно-деятельностный подход как механизм реализации государственных стандартов // Качество образования в школе. – 2011. - №4.

2. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М., 2006.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (03.06.2017)
Просмотров: 266 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz