Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 06.07.2024, 18:07

Сайт Коркуновой Галины Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ДИАЛОГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Коркунова Г.В.

Учитель русского языка и литературы МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

Диалоговая технология на уроках русского языка

Образование вне диалога превращается

в искусственную, мертвую систему.
М.М. Бахтин

Вхождение России в мировое образовательное пространство сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Прежние стандарты ставили перед школой задачу вооружить учеников знаниями, умениями, навыками, ФГОС поставил новую задачу – сформировать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умение организовать этот процесс. Эти требования невозможно реализовать без применения новых педагогических технологий. Одной их таких технологий является  диалоговая  технология,  использование  которой  позволяет  обучающимся  вступать  во  взаимодействие  не  только  с  учителем,  но  и  с  другим  учеником,  работать  сообща,  при  этом  овладевая  разнообразными  речевыми  средствами  в  различных  ситуациях  общения.

Учебный  диалог  —  это  метод  обучения,  который  имеет  свою  структуру,  динамику  и  композицию.  Остановимся  на  закономерностях  диалоговой  технологии.

Выделяют  два  типа  диалога:  информационный,  который  можно  использовать  в  процессе  получения  участниками  диалога  новой  информации,  и  интерпретационный,  когда  в  ходе  диалога  можно  обмениваться  мнениями  по  известным  для  собеседников  фактам.

Не  следует  думать,  что  организация  диалогового  обучения  ограничивается  лишь  созданием  раскованного  общения  с  учениками,  свободным  обменом  мнениями.  Учителю  необходимо  учитывать  ряд  организационных  моментов:

1. Организация  учебного  пространства  кабинета.  Традиционная  расстановка  парт  при  диалоговой  технологии  неуместна.  Обучающиеся  должны  общаться  лицом  к  лицу.  Поэтому  такая  форма  работы,  как  групповая,  является  наиболее  оптимальной.

2. Содержание  учебного  диалога.  Учитель  должен  продумать: тематику  диалога; формулировку  вопросов  и  заданий; материал  диалога,  который  должен  решать  задачи  урока; учет  временных  ограничений; состав  групп,  психологическую  атмосферу  в  группе,  так  как  каждый  участник  диалога  должен  стать  участником,  а  не  зрителем.  Сначала  научиться  вступать  в  диалог  с  собственным  «Я»,  затем  взаимодействовать  с  другими  («Я  и  другой»),  в  итоге  стать  участником  мультидиалога.

Для  учителя  диалог  на  уроке  —  это,  прежде  всего,  уникальный  способ  соприкоснуться  с  личными  проблемами  и  размышлениями  ученика.  Для  обучающихся  —  это  ощущение  и  понимание  равенства  со  своим  собеседником,  что  обозначает  не  равенство  в  знании,  а  равные  права  на  ответственность  за  постановку  и  решение  своего  вопроса.  Поэтому  диалогичность  —  совместный  поиск  истины,  форма  и  способ  отношений,  где  главное  не  воспроизведение  информации,  а  размышление,  обсуждение  проблемы,  причем  в  рамках  законов  речевого  поведения:  взаимоуважения,  взаимопонимания  и  сотворчества.

Покажем  это  на  примере  фрагмента урока русского языка в 7 классе по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных».

Учитель

Ученики

– Посмотрите на два столбика слов на доске.

 

 

 

– Что заметили общего?

 

– В чем различие?

 

 

– Значит, какая сегодня будет тема урока?

Фиксирует тему.

На доске:

пешеходный

старославянский

северо_восточный

кисло_сладкий

– В каждом столбике сложные прилагательные.

– В 1 столбике сложные прилагательные пишутся слитно, во 2 – дефисно.

– Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. (Тема.)

Таким  образом,  обобщая  все  вышеизложенное,  можно  выделить  преимущества  диалоговой  технологии  в  сравнении  с  традиционным  уроком.  Диалоговая  форма  обучения  способствует  глубокому  и  осознанному  пониманию  обучающимися  предметного  содержания,  умению  отделять  знание  от  незнания,  повышает  интерес  к  предмету,  основанный  на  коллективном  творчестве  в  психологически  комфортной  обстановке.  В  результате  чего  создаются  необходимые  условия  для  формирования  у  обучающихся  коммуникативной  компетенции

Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (30.01.2015)
Просмотров: 1750 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz