Коркунова Г.В.
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
Диалоговая технология на уроках русского языка
Образование вне диалога превращается
в искусственную, мертвую систему.
М.М. Бахтин
Вхождение России в мировое образовательное пространство сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Прежние стандарты ставили перед школой задачу вооружить учеников знаниями, умениями, навыками, ФГОС поставил новую задачу – сформировать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умение организовать этот процесс. Эти требования невозможно реализовать без применения новых педагогических технологий. Одной их таких технологий является диалоговая технология, использование которой позволяет обучающимся вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другим учеником, работать сообща, при этом овладевая разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.
Учебный диалог — это метод обучения, который имеет свою структуру, динамику и композицию. Остановимся на закономерностях диалоговой технологии.
Выделяют два типа диалога: информационный, который можно использовать в процессе получения участниками диалога новой информации, и интерпретационный, когда в ходе диалога можно обмениваться мнениями по известным для собеседников фактам.
Не следует думать, что организация диалогового обучения ограничивается лишь созданием раскованного общения с учениками, свободным обменом мнениями. Учителю необходимо учитывать ряд организационных моментов:
1. Организация учебного пространства кабинета. Традиционная расстановка парт при диалоговой технологии неуместна. Обучающиеся должны общаться лицом к лицу. Поэтому такая форма работы, как групповая, является наиболее оптимальной.
2. Содержание учебного диалога. Учитель должен продумать: тематику диалога; формулировку вопросов и заданий; материал диалога, который должен решать задачи урока; учет временных ограничений; состав групп, психологическую атмосферу в группе, так как каждый участник диалога должен стать участником, а не зрителем. Сначала научиться вступать в диалог с собственным «Я», затем взаимодействовать с другими («Я и другой»), в итоге стать участником мультидиалога.
Для учителя диалог на уроке — это, прежде всего, уникальный способ соприкоснуться с личными проблемами и размышлениями ученика. Для обучающихся — это ощущение и понимание равенства со своим собеседником, что обозначает не равенство в знании, а равные права на ответственность за постановку и решение своего вопроса. Поэтому диалогичность — совместный поиск истины, форма и способ отношений, где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы, причем в рамках законов речевого поведения: взаимоуважения, взаимопонимания и сотворчества.
Покажем это на примере фрагмента урока русского языка в 7 классе по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных».
Учитель
|
Ученики
|
– Посмотрите на два столбика слов на доске.
– Что заметили общего?
– В чем различие?
– Значит, какая сегодня будет тема урока?
Фиксирует тему.
|
На доске:
пешеходный
старославянский
северо_восточный
кисло_сладкий
– В каждом столбике сложные прилагательные.
– В 1 столбике сложные прилагательные пишутся слитно, во 2 – дефисно.
– Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. (Тема.)
|
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно выделить преимущества диалоговой технологии в сравнении с традиционным уроком. Диалоговая форма обучения способствует глубокому и осознанному пониманию обучающимися предметного содержания, умению отделять знание от незнания, повышает интерес к предмету, основанный на коллективном творчестве в психологически комфортной обстановке. В результате чего создаются необходимые условия для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции
|