Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 06.07.2024, 17:56

Сайт Коркуновой Галины Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ
     Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения. В качестве главного результата в «Стратегии модернизации образования» рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей. Я для себя как учитель русского языка и литературы определила первоочередной задачей формирование ключевых компетенций. Компетенций, определённых обществом, самой личностью. Формирование способностей, умений, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни. Вот эти ключевые компетенции:
1. коммуникативные;
2. информационные;
3. исследовательские;
 4. проектные;
5. организационные;
6. работа в группе;
7. учебно-познавательные;
8. компетенция личностного самоусовершенствования;
9. проблемные.
     Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.
    Особо любимыми уроками моих учеников являются такие уроки, как: деловые игры, ролевые игры, интеллектуальные игры. Считаю, что именно на таких уроках можно увидеть степень владения учащимися учебно-познавательной компетентностью. Эти формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.
     В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду «незаметных и тихих». Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.
    Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли при помощи учителя. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности.
    У каждой игры свои правила, в ее финале должен выявиться победитель, и интеллектуальная игра не исключение. Но необходимо сделать так, чтобы финал был увенчан максимальной концентрацией положительной энергии. Это будет стимулом для дальнейшего изучения предмета и первым шагом к началу следующей игры. Нужно постараться, чтобы большинство участников игры были отмечены поощрительными призами, дипломами.
    Известный французский ученый Луи де Брайль, утверждал, что все игры, даже самые простые, в проблемах, которые они ставят, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодоления препятствия.
     Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе. В моей методической копилке несколько таких игр. Они позволяют повторить изученные темы, развить речь школьников, дать возможность работать в группе, приспосабливаясь друг к другу и избегая конфликтов.
     Например, при проведении литературной викторины «Своя игра» делю класс на команды. Каждая команда выбирает себе капитана.
    Последовательность хода команд определяется жеребьевкой.
    На обсуждение вопроса команде дается 1 минута. Если команда отвечает неправильно, право ответить на этот вопрос переходит команде, которая первая приготовилась дать ответ.
     В конце урока подсчитываются баллы, определяется команда-победитель, в каждой команде выбирается самый активный. Отметки выставляют сами учащиеся каждой команды по принципу: активно или неактивно работал, обосновывая свое решение.
    Все вопросы поделены на 5 блоков, каждый блок содержит 5 вопросов. В каждом блоке есть вопрос на 50 баллов, если он выбирается, то команда назначает одного ученика, который без подсказки и без обсуждения дает ответ. Если ученик отвечает правильно, то команда получает удвоенное количество баллов, если неправильно – команда теряет то количество баллов, которое стоит данный вопрос.
     На конкурс капитанов дается 3 минуты. Каждое слово – 1 балл.
    Игра оформлена в виде презентации. Слайд 2 – основной, с остальными слайдами, на которых написаны задания, работают по гиперссылкам по щелчку мыши. Чтобы вернуться к слайду 2, необходимо нажать на кнопку-домик. Работа легка в использовании. Любой учитель может изменить задания в соответствии с программой, по которой преподает курс литературы или другого предмета.
   Эта интеллектуальная игра направлена на формирование таких ключевых компетенций, как-то: коммуникативные, работа в группе, учебно-познавательные, личностные, проблемные. По-моему, прав был В.А. Сухомлинский, когда писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (22.03.2011)
Просмотров: 899 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz