Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 06.07.2024, 17:52

Сайт Коркуновой Галины Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Коркунова Г.В.

Учитель русского языка и литературы МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

Проблемно-диалогическое обучение на уроках литературы

Образование вне диалога превращается

в искусственную, мертвую систему.
М.М. Бахтин

Вхождение России в мировое образовательное пространство сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Прежние стандарты ставили перед школой задачу вооружить учеников знаниями, умениями, навыками, ФГОС поставил новую задачу – сформировать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умение организовать этот процесс. Эти требования невозможно реализовать без применения новых педагогических технологий. Одной их таких технологий является технология проблемно -диалогического обучения, целями которой является приобретение учащимися знаний, умений и навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Для постановки проблемы на уроках литературы часто использую приём создания противоречия между двумя положениями: противоречивыми  фактами, теориями, точками  зрения по одному и тому же вопросу. В литературе по многим вопросам у учёных нет единой точки зрения, поэтому подобрать материал не составляет большого труда. Можно использовать и приём создания проблемной ситуации, поставив проблемный вопрос, ответ на который сразу не возможен. После того как проблема сформулирована и записана на доске, ученики выдвигают гипотезы по её решению, проверка правильности которых может быть организована при работе в парах, в малых группах, можно  воспользоваться материалами учебника, словарями, хрестоматиями, справочниками. В ходе обсуждения гипотез,  каждая группа записывает  в сжатом виде окончательный вариант решения проблемы.   Во время самостоятельной работы на этапе поиска решения проблемы, роль учителя на первый взгляд незаметна, но очень важна. Он своими замечаниями, уточнениями должен провоцировать, подталкивать мысль учеников в нужном направлении, чтобы урок достиг поставленных целей и пошёл по намеченному плану. Необходимо  ещё на этапе подготовки проблемного урока тщательно продумать работу групп: 

  • какие варианты гипотез могут быть предложены учениками для решения данной проблемы и заранее подготовить материал, подтверждающий или опровергающий их;
  • к каким выводам в процессе обсуждения гипотез должны прийти ученики в каждой группе;
  • в какой форме каждой группе лучше представить результат.

Это может быть устный ответ, план,  таблица, кластер, синквейн.

Следующий этап урока – это отчёт групп. На своих уроках я заранее оговариваю с учениками, что высказываться будет каждый.

На этапе рефлексии предлагаю вспомнить, как была сформулирована проблема в начале урока, какие были высказаны предположения, гипотезы, к каким выводам пришли в итоге.

Опыт показывает что, проблемные уроки очень эффективны и нравятся обучающимся разных возрастов. Они формируют творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.

Мне кажется, успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (30.01.2015)
Просмотров: 656 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz